Передовой педагогический опыт – это средство целенаправленного совершенствования учебного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания!
(Я. С. Турбовской)
Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он побуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.
Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.
Передовой опыт – самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию обучения и воспитания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт инструментален и при соблюдении ряда условий успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме.
В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детских учреждениях проводятся открытые показы, а которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.
Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение передового опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями современной педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику УДО.
Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта проводится в тесном контакте с заместителем заведующего по основной деятельности. В ИМЦ необходимо иметь адреса педагогического опыта воспитателей и специалистов.